Финансовая грамотность
День финансовой грамотности
Финансовая грамотность воспитывает у ребёнка бережливость, деловитость и рациональное поведение в отношении простых обменных операций, здоровой оценке любых результатов труда. Сделать финансовое воспитание понятным для детей помогает игровая деятельность.
Воспитанники старшей группы № 8 участвовали в игре-спектакле "Денежкин домик", направленную на понимание основ экономики и финансов. Игра была наполнена весёлыми моментами и полезной информацией, которая поможет детям в будущем принимать осознанные финансовые решения. В завершении игры ребята делились друг с другом своими впечатлениями и приобретёнными знаниями.
Одним из эффективных способах привития ребенку финансовой грамотности является - мультфильм. В них в игровой форме рассказываются все важные аспекты, и ребенок усваивает информацию без дополнительной нагрузки. Даже в нашем с вами детстве были мультики, где в завуалированной форме объясняли, как правильно обращаться с деньгами.
Беседа с детьми: "Семейные покупки".
Цель: активизация словаря и расширение знаний на тему разнообразия
магазинов и семейных покупок в них.
Просмотр мультфильма по финансовой грамотности.
Закрепление понятия "обмен"
Взаимодействие с родителями
Родительское собрание "По тропинкам финансовой грамотности"
Собрание для родителей с финансовыми играми «Угадай слово» (словесная игра для родителей)
В процессе изучения темы "Профессии" родителям было предложено рассказать детям о своих профессиях , показать свои рабочие места, познакомить с атрибутами, необходимыми для работы. Родители откликнулись :
Работа по формированию основ финансовой грамотности также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия.
Перед родителями стоит задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: кто и как зарабатывает деньги в семье; как формируется семейный бюджет; как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
В работе с родителями мы используем следующие формы работы:
- изучение опыта семейного воспитания;
-индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
-информационные стенды «Уголки для родителей»;
-папки-передвижки на разные темы.
Для того чтобы выявить уровень заинтересованности родителей в обучении их детей основам финансовой грамотности и формирования у них навыков рационального финансового поведения провели анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Анкета содержала пять вопросов. В анкетировании приняли участие 22 человека. В результате анкетирования были получены следующие результаты: 10 родителей отмечают важность развития финансовых представлений, формируют познавательную активность детей. Считают, что детей необходимо знакомить с финансами. 7 человек родителей понимают важность формирования финансовой грамотности ребёнка, но недостаточно уделяют внимания обязанностям ребенка по дому. 5 человек не считают важным развитие финансовых представлений у ребёнка. Не уделяют достаточного внимания к наличию собственной копилки, карманных денег. Дети не знают профессии родителей. Постоянных обязанностей у детей в семье нет.
В результате анкетирования можно сделать вывод, что необходимо вести работу по формированию финансовой грамотности дошкольников, познакомить родителей с игровыми технологиями по финансовой направленности.
В группе проведено родительское собрание «Зачем ребенку финансовая грамотность?». На данном собрании родителям была озвучена актуальность проблемы финансового воспитания.
Так же для родителей был подготовлен и регулярно обновляется информационный стенд
Одной из наиболее интересных и эффективных форм взаимодействия с родителями стали маршруты выходного дня. Образовательные маршруты в аптеку, в отделение связи и супермаркет позволили сформировать представление о функциях этих мест, а также правильное покупательское поведение - умение выбирать товар в соответствии потребностями,с ценой и качеством.
Сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведениях в семье, в общественных местах, таких как, магазин, салон красоты, больница и др. Через игру ребенок знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд (бюджет семьи), который в последствии могут «тратить» на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги, и др.
Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, вживаться в роль и избегать возможных конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу в детском коллективе.
Через сюжетно - ролевую игру можно не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Мы играем в такие игры:
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» знакомит с профессией «Провизор», а также позволяет ребенку сформировать понятие того, что для более эффективного лечения врач выписывает рецепты на покупку лекарств; также дети знакомятся с понятиями «денежные знаки»; «размен».
В ходе сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети знакомятся с профессиями «Продавец - продает товар», «Грузчик - разгружает товар на склад», «Водитель -осуществляет доставку товара в магазин»; понятиями как «очередь»; «покупатель»; «денежные знаки»; «размен денежных знаков»; «экономия» (это когда семья может купить дорогой товар, но один или дешевле, но больше)
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» знакомит ребят с профессией «Парикмахер- мастер, который помогает людям поддерживать в порядке их внешний вид»; учит детей благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен: стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.
В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формируются такие понятия, как «профессии в семье: мамы, папы, бабушки, дедушки»; «домашние обязанности по дому»; «планирование расходов в семье»; «бюджет семьи: заработная плата, пенсия», «планирование покупок для семьи».
Дидактические игры
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы используем дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Дидактические игры могут быть разными по содержанию и видам: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Магнитная настольная дидактическая игра "В мире профессий"
Лото "Профессии"
Пазлы "Профессии"
Дидактическая игра "Разложи по кошелькам"
Дидактическая игра "Хочу-надо"
Дидактическая игра "Собери правильно"
Дидактическая игра "Азбука семейного бюджета"
Одним из современных направлений дошкольного образования является финансовое воспитание детей, вовлеченных в экономическую жизнь семьи. Дети ходят с родителями по магазинам за покупками, видят рекламу и понимают, что их родители зарабатывают деньги для оплаты товаров и услуг. Задача воспитателя детского сада – максимально доступно и увлекательно преподнести основные финансовые понятия. Для этой цели мы сделали своими руками замечательное пособие – лэпбук.
Перед вами лэпбук по финансовой грамотности "Все о деньгах и не только". Исследуя его, дети получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги.
Информационное наполнение лэпбука по экономике включает в себя разнообразные блоки:
1. Виды денег. В этом разделе наглядно на карточка представлено, что деньги бывают: манеты, бумажные (купюры) и электронные (банковские карты) .
2. Загадки на экономическую тему.
3. Пословицы и поговорки о деньгах.
4. Д/И «Что можно, а что нельзя купить за деньги». Представлен конверт с карточками, и два кармашка для раскладывания карточек, по типу можно и нельзя купить.
5. Д/И "Что перепутал художник"-помогает детям разобраться ,кому какие инструменты нужны для работы.
6. Сказки на экономический лад, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги.
7. Пазлы "Профессии". Экономическое воспитание неразрывно связано с профориентацией. Дети узнают профессии и понимают с помощью чего, люди зарабатывают деньги, выполняя те или иные обязанности.
8. Раскраски с картинками экономической направленности.
Лэпбук на финансовую тему — уникальная разработка для воспитателя, которую можно использовать не только на занятии, но и для индивидуальной работы с детьми. Это интерактивное пособие очень занимает ребят и они хотят возвращаться к нему снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.
Путешествие в мир финансов – интересное и увлекательное занятие, которое понравится дошколятам. Они с большим удовольствием будут осваивать азы экономики, играя в дидактические и сюжетные игры, разгадывая кроссворды, коллекционируя монеты и т.д. Но самым лучшим методом становления основ финансовой грамотности у дошкольников является книга.
Книга– это особый литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Благодаря книгам(сказкам, рассказам) происходит расширение понятий и представлений детей об окружающем мире, развиваются социальные навыки (дружелюбие, терпение, стремление помочь, общительность, потребность делиться, усердие, необходимые для полноценного развития финансово грамотной личности.)
Регулярно для родителей подготавливаются наглядные материалы по финансовой грамотности: брошюры, буклеты, памятки
Во время совместной экономической деятельности с детьми можно задействовать определённого помощника, Мы выбрали такого помощника- у нас это Буратино, он помогает нам разобраться в наших вопросах в мире финансов.
Посвящение в финансисты
В рамках долгосрочного проекта по финансовой грамотности 8 сентября у нас состоялось торжественное посвящение в финансисты.